Сергей Лурье
Карманные компьютеры, КПК или PDA, еще на заре своего существования окрещенные устройствами переходного типа, сегодня переживают не лучшие времена. С одной стороны, на снижение их популярности влияет усиление конвергенции – интеграции функций, ранее несвойственных, в мобильные телефоны, среди которых выделился новый класс – смартфоны; а с другой стороны – постоянное облегчение и уменьшение размеров ноутбуков, представляющих собой полноценные персональные компьютеры, только в портативном исполнении. Не вдаваясь в подробности того, в каком направлении может в ближайшем будущем развиваться сегмент КПК, следует заметить, что их использование в качестве персональных GPS-навигационных систем сегодня является одной из самых перспективных ниш.
При этом необязательно идти в магазин и приобретать устройство с уже встроенным GPS-приемником – GPS-функциональность обычно приводит к удорожанию КПК и, как следствие, меньшей привлекательности для тех, кто предпочтет отдельно - GPS-навигатор, наладонник или смартфон. Весьма привлекательным является то, что можно взять уже имеющийся карманный компьютер и дооснастить его, приобретя соответствующий модуль. Однако ключевым вопросом для обоих типов устройств является то, насколько высок сегодня уровень разработки программного обеспечения и насколько точны карты.
В предыдущем материале мы провели тестирование GPS-навигатора Garmin Nuvi 200 с программным обеспечением и картами, предоставленными компанией «Навиком», поэтому трудно удержаться от соблазна сравнить продукт «Навитела» с решением, продвигаемым «Навикомом». Хотя с технической точки зрения Nuvi 200 тоже является микроЭВМ – в ней есть и процессор, и ПЗУ, и ОЗУ, операционная система навигатора от Garmin не является открытой (скорее всего, это урезанная версия Windows Mobile 5), поэтому говорить о широком выборе программного и картографического обеспечения не приходится. Правда, нельзя сказать, что выбор соответствующего ПО для карманных ПК также велик, но это объясняется лишь тем, что этот рынок находится на начальных стадиях своего развития, хотя софт для навигации присутствует на нем уже много лет.
В нашем распоряжении оказался пакет программного обеспечения «Навител Навигатор 3.0», в котором, помимо функций отображения местоположения на карте и прокладки маршрута также реализована возможность получения информации о пробках через интернет от компании «СМИЛИНК».
Системные требования:
Операционная система: Pocket PC 2003, 2003 SE, Windows Mobile 2003, 2005 (включая коммуникаторы с сенсорным экраном)
От одного до десяти Мб оперативной памяти (в зависимости от загруженной карты).
Поддерживается режим VGA (640x480), портретный, ландшафтный вид экрана и квадратный экран 240х240
GPS-приёмники: поддержка протоколов NMEA-0183, SiRF binary и Garmin; внешний приёмник может подключаться через последовательный порт, USB, Bluetooth, разъёмы CompactFlash, SDIO
«Тестовый стенд»
Так как любое ПО не имеет смысла без аппаратной части, а сам КПК без программного обеспечения является лишь достаточно дорогостоящим сгустком металла и пластмассы, то следует уделить некоторое внимание тому, на чем проводилось тестирование, тем более что те или иные конструктивные особенности устройства оказывали непосредственное влияние на работу программы, и не всегда положительное.
Краткие характеристики Fujitsu-Siemens Pocket LOOX N520:
- Процессор: Intel XScale PXA270 312 МГц
- Память: 64 Мб RAM, 96 Мб флэш-памяти (ROM)
- GPS-приемник: SiRFStar III
- Интерфейсы: ИК, mini-USB, Wi-Fi
В нашем случае, в качестве «подопытного кролика» использовался Fujitsu-Siemens Pocket LOOX N520, работающий под операционной системой Windows Mobile 5.1. Поскольку Wi-Fi сеть в нашем городе пока не везде доступна, а поддержки Bluetooth у N520 не оказалось, то для подключения к интернету был использован мобильный телефон с поддержкой GPRS и инфракрасным портом. Тут и было обнаружено первое неудобство: встроенный GPS-модуль и ИК-порт аппаратно используют один и тот же внутренний последовательный порт, поэтому на период подключения к глобальной Сети приходилось выключать GPS-модуль, и наоборот. В нашем случае данное неудобство, вызванное конструктивными особенностями данного конкретного устройства, не являлось непреодолимым препятствием для работы системы и приводило к снижению оперативности данных о пробках на дорогах Москвы. В случае использования навигационной программы на ином устройстве, например, со встроенным модулем GSM/GPRS/EDGE или с поддержкой Bluetooth, этой особенности можно было бы избежать, но, кто знает, может быть, появились бы другие?
Первый взгляд
При запуске программы, пользователь попадает в режим обзора карты и, если опция подключения к GPS-модулю уже была включена при предыдущем закрытии приложения, сразу начинает устанавливать связь со спутниками. Надо сказать, что N520 устанавливает связь со спутниками довольно долго – в отличие от нескольких секунд у Garmin Nuvi 200, на это уходит одна-две минуты. Но если сигнал, по каким-то причинам, был прерван, например, при въезде в тоннель или кратковременном выключении питания устройства, соединение возобновляется в считанные секунды. И хотя это, конечно, особенности данного конкретного устройства, скорее всего, все объясняется тем, что N520 при включении GPS-модуля сначала опрашивает все 20 каналов чипсета SiRF Star III, а потом выбирает те, в которых «поймал» наиболее сильный сигнал.
Другая странность работы программы, которую трудно однозначно отнести к особенностям аппаратного или программного обеспечения – «зависание» последовательного интерфейса, в результате чего даже после нескольких минут ожидания информация о местоположении на карте не меняется. Эта странность, впрочем, легко лечится отключением и повторным включением GPS-устройства прямо из полупрозрачных виртуальных кнопочек меню, расположенных в нижней части экрана. При желании, эти кнопочки можно убрать, но с ними удобнее.
|
|
Чтобы воспользоваться подробной картой Москвы, её надо загрузить в память устройства и сохранить в папку «Atlas». Карты, готовые к использованию, можно загрузить на сайте компании, либо воспользоваться теми, что уже входят в комплект поставки (для удобства пользователей карты находятся на диске вместе с программой, но первоначально активированной является только карта России). Также в комплекте с нашей программой имелась скретч-карта, позволяющая активировать подробную карту региона на выбор покупателя. Активировав на сайте «Навитела» карту Москвы, мы получили активационный ключ, который положили, то есть, записали, в ту же папку. Активация самой программы была проведена аналогичным образом – при отсутствии активационного ключа, подтверждающего наше право обладания данной копией, программа бы не запустилась.
|
Запустив программу и установив подробную карту города, следующим шагом является настройка GPS. Выставив в настройках значение последовательного порта (определяется операционной системой в настройках GPS-модуля), нажимаем на кнопку с изображением спутника в нижней части экрана, ждем соединения со спутниками. Впрочем, если вы остались на том же месте, где в последний раз выключали навигатор, то можно не дожидаться соединения (которое, как мы уже сказали, занимает несколько минут), а сразу попробовать проложить маршрут к нужному месту.
|
|
Первое впечатление от карты Москвы – очень положительное. Карта очень подробная, нумерация домов на карте соответствует истинной (по крайней мере, по состоянию на август-сентябрь 2007 года), и, что самое главное, – в ней умело учтена односторонность движения по разным улицам, и при прокладке маршрутов ни разу не ошиблась с левым поворотом, который, как известно, разрешен не везде. Дополнительно, на карте наглядно показаны достопримечательности (парки, фонтаны, театры, церкви и т.п.) и выведены названия микрорайонов, что бывает незаменимо при поиске мест, точный адрес которых неизвестен.
К сожалению, подробная карта заканчивается практически сразу за МКАД (точнее, за пределами административной границы города Москвы). Для иллюстрации, выше приведены два скриншота, на которых проиллюстрирована подробность карты города и отсутствие таковой в близлежащем подмосковном городке. Увы, всего в нескольких сотнях метров за МКАД, названия улиц на карте Москвы и Московской области уже недоступны.
|
Но к особенностям езды по области мы еще вернемся, а сначала возвратимся к пению дифирамбов – с навигационной системой «Навител» в городе заблудиться невозможно! Пожалуй, впервые в своей практике мы встретили навигационную систему, на которую можно положиться почти всецело и во время поездки смотреть только на экран навигатора, не утруждая себя чтением названий окрестных улиц на домах и табличках-указателях. И то «почти», которое не дает полностью расслабиться, заключается в тех же особенностях N520 – устройство иногда «не успевало» отображать информацию о местоположении в реальном масштабе времени, что, с непривычки, пару раз привело к пропуску нужного поворота. Программа подсказывает водителю, где лучше оставить транспортное средство и как дойти до места назначения пешком, а также автоматически включает ночной режим, инвертировав цветовую гамму.
Так выглядит меню с выбором типа транспортного средства:
Как и все подобные продукты, навигационная система автоматически перепрокладывает маршрут, если вы от него отклонились. Это было удобно и в случае пропуска нужного поворота, и в случае движения в плотном потоке, когда удается перестроиться не сразу. Правда, в случае с N520, нам так и не удалось заставить его «озвучивать» полезные в таких случаях команды «держитесь левее» или «держитесь правее», хотя голосовой пакет, как несложно было убедиться на «большом» ПК, исправен. При перепрокладке маршрута программа подыщет ближайшее место для разворота или предложит проехать другим путем.
С перепрокладкой маршрута оказался связан интересный казус – система почему-то упорно предлагала нам сделать некоторый крюк на ровном месте и не хотела считаться с тем, что мы продолжаем движение по маршруту.
Выскочившее секундами позже предупреждение о малом объеме памяти все объяснило. Стала понятна причина такого странного поведения – оказывается, программа все это время вела лог, в котором фиксировались принятые из СОМ-порта данные, и, в конце концов, этот лог занял всю свободную память, мешая функционировать не только самой программе, но и операционной системе. В результате, последующая прокладка маршрута в другой части города была невозможна. Проконсультировавшись со специалистами «Навитела» и поискав в настройках, эту опцию удалось отключить, и таких проблем больше не возникало.
Второй взгляд
Oщущения от использования «Навител Навигатора» в городе – очень положительные. При поездках за город это ощущение несколько портится тем, что карта в части названий улиц становится менее подробной, и отрадно то, что на ней сохраняются указания на расположение заправок и названия населенных пунктов.
Весьма любопытно, что при прокладке маршрута программа почему-то предложила маршрут, по самым предварительным оценкам, на несколько десятков километров больший, чем по ближайшему шоссе. Так, от поселка Заворово Раменского района до Кузьминок нам было предложено ехать не по Новорязанскому, а по Каширскому шоссе, а когда мы не послушались и поехали по привычному пути, навигатор перепроложил маршрут, едва миновав ЦКАД.
Огорчила работа режима автомасштабирования карты, при переходе приводящая к чересчур большому масштабу, к «потере дороги»:
Как показано на скриншотах, это проявляется не только вне города. Так же в городе и за его пределами проявляется и такой неожиданный нюанс, как несоответствие «карточных» координат дорог реальным, достигающее 80-100 м, что, по меньше мере, в городе следует записать на счет недостатков аппаратной части N520.
Резюме
Любое достижение научно-технического прогресса, обладающее какими-либо достоинствами, неминуемо снабжено и недостатками. К числу достоинств «Навител Навигатора 3.0» следует отнести превосходно проработанную карту Москвы, отлично работающий алгоритм прокладки маршрутов по городу, позволяющий в некоторых случаях полагаться целиком на волю программы. Можно сказать – при корректной работе звукового пакета, наверное, можно было ездить и вслепую, но отсутствие звука и другие нюансы работы КПК следует учитывать заранее, чтобы не быть застигнутым врасплох.
В наших следующих материалах мы постараемся рассмотреть работу и других программных продуктов, чтобы иметь возможность сравнить «Навител Навигатор» с ними.
Источник: http://www.3dnews.ru
обсудить на форуме
другие статьи о GPS
вернуться на главную
|